Как влияют на наше здоровье генетически модифицированные продукты?
Как влияют на наше здоровье генетически модифицированные продукты?
13.10.2014
Давно замечено, что чем более обеспеченным становится человек, тем бережнее он начинает относиться к своему здоровью. Старается держать свое тело в тонусе, занимается спортом, двигается. Организм тоже не остается обделенным: только хорошие и качественные продукты, причем фрукты желательно круглый год.
Если уж фрукты-овощи, то самые большие и сочные, если уж колбасы, то из разряда деликатесов. Казалось бы, все делается для того, что бы поддерживать свое здоровье. Но что реально мы получаем в магазинах и на рынках за свои деньги? Мы – богатые, и не очень? Что мы едим, пьем на самом деле? Делаем ли мы лучше себе, как хотим того, или по незнанию все становится еще хуже и страшнее?
Об опасности, которую представляют собой генетически модифицированные продукты, слышали все. Но в чем именно проявляется эта опасность, объяснить сложно: с одной стороны - информации не густо, а с другой - и сам вопрос не достаточно хорошо изучен. В данном случае все мы с вами выступаем в роли подопытных кроликов, поскольку эксперимент ставится в режиме реального времени и прямо на людях.
Справка
Генетически модифицированные продукты - это продукты, содержащие или полученные с использованием генетически модифицированного организма, или ГМО.
Генетически модифицированный организм (ГМО) — живой организм, генотип которого был искусственно изменен при помощи методов генной инженерии. Такие изменения, как правило, производятся в научных или хозяйственных целях. Генетическая модификация отличается целенаправленным изменением генотипа организма в отличие от случайного, характерного для естественного и искусственного мутагенеза. Основным видом генетической модификации в настоящее время является использование трансгенов, для создания трансгенных организмов. Разработка ГМО рассматривается как естественное развитие работ по селекции животных и растений.
Во многих случаях использование трансгенных растений сильно повышает урожайность. Есть мнение ученых и правительств ряда стран, лидером среди которых являются США, что при нынешнем размере населения планеты только ГМО могут избавить мир от угрозы голода. В 1996-1997 произошла коммерциализация, т.е началось активное использование ГМО при выращивании первых ГМ культур (RR кукуруза, RR соя, Bt хлопчатник): Аргентина, Австралия, Канада, Китай, Мексика, США. В 2000 году ГМО уже занимали 108,9 млн. акров в 13 странах.
Трансгенными могут называться те виды растений, в которых успешно функционирует ген (или гены), пересаженный из других видов растений или животных.
Первые трансгенные продукты были разработаны фирмой «Монсанто» (США). Первые посадки трансгенных злаков были сделаны в 1988 году, а в 1993 году первые продукты с ГМ компонентами появились в продаже. На российском рынке трансгенная продукция появилась в конце 90-х.
В международном научном сообществе существует четкое понимание того, что в связи с ростом народонаселения Земли необходимо удвоение или даже утроение мирового производства сельскохозяйственной продукции, что невозможно без применения трансгенных растений. Их создание многократно ускоряет процесс селекции культурных растений, увеличивает урожайность, удешевляет продукты питания, а также позволяет получить растения с такими свойствами, которые не могут быть получены традиционными методами.
В некоторых странах создание, производство, применение продукции с использованием ГМО подлежит государственному регулированию. В том числе и в России, где использование ГМО запрещено, за исключением исследованных и одобренных к применению нескольких видов трансгенных продуктов.
Что такое генетически измененный продукт?
Это когда выделенный в лаборатории ген одного организма пересаживается в клетку другого. Существует бактерия Agrobacterium tumefaciens (лат.- полевая бактерия, вызывающая опухоли), которая обладает способностью встраивать участки своей ДНК в растения, после чего пораженные клетки растения начинают очень быстро делиться и образуется опухоль. Сначала ученые получили штамм этой бактерии, не вызывающий опухолей, но не лишенный возможности вносить свою ДНК в клетку. В дальнейшем нужный ген сначала клонировали в Agrobacterium tumefaciens и затем заражали уже этой бактерией растение. После чего инфицированные клетки растения приобретали нужные свойства, а вырастить целое растение из одной его клетки сейчас не проблема.
Есть еще один метод: растительные клетки бомбардируются специальными, очень маленькими вольфрамовыми пулями, содержащими ДНК. С некоторой вероятностью такая пуля может правильно передать генетический материал клетке и так растение получает новые свойства. А сама пуля ввиду ее микроскопических размеров не мешает нормальному развитию клетки.
Вот примеры из американской практики: чтобы помидоры и клубника были морозоустойчивее, им «вживляют» гены северных рыб; чтобы кукурузу не пожирали вредители, ей могут «привить» очень активный ген, полученный из яда змеи; чтобы скот быстрее набирал вес, ему вкалывают измененный гормон роста (но при этом молоко наполняется гормонами, вызывающими рак); чтобы соя не боялась гербицидов, в нее внедряют гены петунии, а также некоторых бактерий и вирусов.
Чем они вредны?
Когда речь заходит о генетически модифицированных продуктах, воображение тут же рисует грозных мутантов. Легенды об агрессивных, вытесняющих из природы своих сородичей трансгенных растениях, которые Америка забрасывает в доверчивую Россию, неискоренимы. Но, может быть, нам просто не хватает информации?
Мнения ученых о безопасности генетически модифицированных источников питания расходятся. Нет ни одного научного факта против использования трансгенных продуктов. Сторонники употребления генетически модифицированных продуктов считают, что они безвредны для человека и даже имеют преимущества. Главный аргумент, который приводят в защиту ученые эксперты всего мира, гласит: «ДНК из генетически модифицированных организмов так же безопасна, как и любая ДНК, присутствующая в пище. Ежедневно вместе с едой мы употребляем чужеродные ДНК, и пока механизмы защиты нашего генетического материала не позволяют в существенной степени влиять на нас».
В тоже время, некоторые специалисты считают, что существует риск выпуска нестабильного вида растений, передачи заданных свойств сорняками. Главная потенциальная опасность для биологических объектов и для здоровья человека – в возможности переноса встроенного гена в микрофлору кишечника или образование из модифицированных белков под воздействием нормальных ферментов так называемых минорных компонентов, способных оказывать негативное влияние.
Всевозможные экологические организации (например, «Гринпис»), объединение «Врачи и ученые против генетически модифицированных источников питания» считают, что рано или поздно «пожинать плоды» придется. Причем, возможно, не нам, а нашим детям и даже внукам. Вряд ли мы, конечно, превратимся в, например, «людей-свиней», но есть серьезные опасения на счет нашего здоровья.
Генные инженеры во всем мире разрезают, вставляют, перекомбинируют, располагают в ином порядке, редактируют и программируют генетический материал. Гены животных и даже человека случайным образом встраиваются в хромосомы растений, рыб и млекопитающих, в результате чего создаются такие формы жизни, которые ранее невозможно было себе представить. Впервые в истории транснациональные биотехнологические корпорации становятся архитекторами и «хозяевами» жизни. При наличии минимальных законодательных ограничений или полном их отсутствии, без специальной маркировки и с пренебрежением к установленным наукой правилам, биоинженеры уже создали сотни новых видов продуктов, забыв о рисках для человека и окружающей среды.
В настоящее время в США продается и выращивается около полусотни генетически модифицированных сельскохозяйственных культур и продуктов питания. Многие полуфабрикаты и готовые продукты в супермаркетах дают «положительную реакцию» на содержание генетически модифицированных ингредиентов. Еще несколько десятков трансгенных культур находятся в финальной стадии разработки и вскоре попадут на полки магазинов и в окружающую среду. Согласно данным самих биотехнологов, в ближайшие 5-10 лет все продукты питания и ткани в США будут содержать генетически измененный материал.
И как ни крути, генетически модифицированные продукты, вне всякого сомнения, могут содержать токсины и представлять угрозу для здоровья людей. Эти продукты способны вызвать серьезные нарушения здоровья: пищевую аллергию и отравления, онкологические заболевания, возникновение устойчивости к антибиотикам, генетические уродства эмбриона, его мутации, бесплодие, патологические изменения во внутренних органах.
В 1989 году, в результате употребления пищевой добавки L-tryptophan погибло 37 и пострадало (в том числе получило пожизненную инвалидность) свыше 5000 человек, у которых было обнаружено болезненное и нередко приводящее к летальному исходу поражение кровеносной системы – эосинофильно-миальгический синдром. Производитель добавки, третья по величине японская химическая компания Showa Denko, на первом этапе, в 1988-1989 годах, использовала для ее изготовления генетически измененную бактерию. По-видимому, бактерия приобрела свои опасные свойства в результате рекомбинации ее ДНК.
Что же касается России, то в отличие от США, которые уже давно маркируют товары ГМО, мы, как всегда, идем своим путем. Несмотря на то, что в России принят Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности», что включает в себя обязательное указание на упаковках продуктов питания сведений об использовании при их производстве генномодифицированных компонентов, проблема не потеряла своей остроты. Отечественные производители не спешат маркировать свою продукцию, несмотря на то, что к этому их обязывает закон.
Это важно знать!
Выяснить, содержит ли продукт измененный ген, можно только с помощью сложных лабораторных исследований. В 2002 году Минздрав России ввел обязательную маркировку продуктов, содержащих более пяти процентов генетически модифицированного источника. То есть на каждой упаковке продукта должен стоять знак «Содержит ГМО», или «Не содержит ГМО». Реально ее нет практически никогда.
На взгляд мы скорее можем определить лишь овощи и фрукты, содержащие ГМО. Как правило, они идеально ровной и одинаковой формы, что в природе встречается довольно редко, отсутствует ярко выраженный аромат и вкус, и чаще всего их не едят паразиты, т.е. испорченный червячком овощ или фрукт с ГМО вы найдете с большим трудом.
В таких странах как США, Канада и Аргентина выращиваются трансгенные кукуруза, свекла, картофель, соя, рис.
В России их могут использовать при производстве кондитерских изделий, сладостей, в том числе шоколадных конфет, в производстве молока и колбасно-мясных продуктов, выпечке хлеба, а также в детском питании.
Учитывая, что продуты и компоненты, содержащие ГМО, значительно удешевляют продукт и его себестоимость при производстве, надеяться на заинтересованность наших производителей в нашем здоровье, а не в своей прибыли, не приходится.
Особая гордость наших специалистов – картофель, от которого гибнут колорадские жуки. Для экологов он же главный раздражитель. Специалисты говорят, что при поедании трансгенного картофеля у крыс наступает изменение состава крови, изменение размеров внутренних органов, а также появляются патологии в значительно большем количестве, чем при поедании обычного картофеля.
Считается, что все ГМО продукты, которые лежат у нас на прилавках, завезены из-за границы. Возможно. Но из заграничных компонентов наши компании производят продукты для потребления.
Согласно данным Организации ООН по экономическому сотрудничеству и развитию, в мире (более чем, в одной стране) зарегистрированы следующие трансгенные сельскохозяйственные культуры:
• 11 линий сои
• 24 линии картофеля
• 32 линии кукурузы
• 3 линии сахарной свеклы
• 5 линий риса
• 8 линий томатов
• 32 линии рапса
• 3 линии пшеницы
• 2 линии дыни
• 1 линия цикория
• 2 линии папайи
• 2 линии кабачков
• 1 линия льна
• 9 линий хлопка
Из них массово выращиваются: соя, кукуруза, рапс и хлопок.
По данным Роспотребнадзора РФ, в 2004 г. по сравнению с 2003 г. на наличие генетически модифицированных источников (ГМИ) было исследовано в три раза больше проб (12956 проб) продовольственного сырья и пищевых продуктов. Наибольшее количество проб, содержащих ГМИ в абсолютных значениях, в 2004 г. выявлено в мясной продукции - 946 (в 2003 г. - 272) и «прочей» продукции, основу которой составили растительные белки - 466 (в 2003 г. - 129). В незначительном количестве ГМИ встречались в хлебобулочных и мукомольно-крупяных изделиях (44 пробы), птице и птицеводческих продуктах (29 проб), продуктах детского питания (13 проб) и консервах (13 проб).
( 1 Голос )
< Предыдущая | Следующая > |
---|